Когда ребёнок подрастает и уже понимает разницу между правдой и ложью, вступают в силу психологические мотивы. Одна из распространённых причин — стремление избежать неприятных последствий и сохранить ощущение безопасности. Ребёнок тянется к приятному и старается уйти от неприятного, поэтому может приукрасить правду или отрицать неудобные факты. Фрейд называл это действием принципа удовольствия, который какое-то время доминирует над принципом реальности. Например, дошкольник может сказать, что «игрушку сломал не я», если боится наказания или огорчения родителей. Другой мотив — желание соответствовать ожиданиям Другого (значимого взрослого).
Ребёнок чутко улавливает, что именно от него хотят услышать. Если правда грозит разочаровать маму или папу, малыш порой предпочитает сказать то, что, по его мнению, их обрадует. Здесь ложь выступает как своеобразный подарок для родителя — попытка сохранить любовь и одобрение со стороны большого Другого (так лакановская теория называет фигуру символического авторитета, прежде всего родителя). Ложь может быть своеобразным посланием: в ней ребёнок как бы говорит «я хочу, чтобы ты любил меня и не сердился», даже если для этого приходится искажать факты.
Существует несколько форм детской неправды. Психоанализ различает как минимум три вида ситуаций, которые на первый взгляд выглядят как «ложь». Первый тип — «невинная ложь», по сути, детская фантазия. Например, ребёнок выдумывает воображаемого друга или рассказывает сказочные истории о себе. Здесь нет умысла обмануть — это игра воображения. Второй тип — ложь-фантазм, или регрессивная фантазия. В трудной, фрустрирующей ситуации (развод родителей, сильное разочарование) ребёнок может откатиться к более раннему способу мышления и начать выдавать желаемое за действительное. Так называемые «выдумщики» порой сами верят в созданную ими историю — это защитная фантазия, помогающая пережить невыносимую реальность. Третий тип — осознанная утилитарная ложь, когда ребёнок сознательно и хладнокровно искажает правду ради конкретной выгоды. Например, чтобы получить сладость, похвалу или избежать наказания, ребёнок преднамеренно вводит взрослого в заблуждение.
В детском психоанализе термин «ложь» чаще всего оставляют именно за этим третьим случаем — когда обман носит делинквентный (нарушающий правило) характер. На практике, конечно, эти виды переплетаются. Задача психоаналитика — распутать клубок и понять, какая потребность стоит за каждым конкретным обманом.