Современная цифровая эпоха обострила вопрос о том, кто или что выполняет роль авторитета для субъекта? Кризис традиционного авторитета (будь то отец в семье, учитель в школе или государственный лидер) совпал по времени с бурным развитием технологий искусственного интеллекта. Сегодня человек все чаще доверяет машинам принятие решений, передает алгоритмам обработку информации и даже советуется с цифровыми ассистентами по личным вопросам. В этом контексте возникает провокационный вопрос: способен ли искусственный интеллект (ИИ) взять на себя функцию своего рода Большого Другого — стать тем инстантом, к которому субъект обращается за истиной, нормой и подтверждением своей идентичности? Иначе говоря, может ли ИИ выполнять роль «Имени Отца», предоставляя структуру и закон в мире, где традиционный Символический Отец ослаблен?
С одной стороны, искусственный интеллект уже фактически выступает для многих людей источником знаний и решений, обладая при этом качеством непредвзятости (по вере пользователя) и огромной базой данных. Поиск в Google, ответы Siri или консультации чат-ботов — все это примеры обращений к некоему внешнему Предположительно Знающему Другому. Люди спрашивают у машин: «что правильно?», «как поступить?», «что это означает?» — подобно тому, как раньше могли бы спросить совета у мудрого старшего или священника. Разница в том, что машина не обладает явной субъективностью, она воспринимается как объективный представитель истины. В результате вокруг технологий ИИ формируется своего рода аура авторитета: многим кажется, что алгоритм знает лучше, потому что лишен человеческих слабостей. Например, уже существуют системы искусственного интеллекта, рекомендующие решения в правовой сфере, медицине, управлении — и людям свойственно приписывать им непредвзятость и справедливость, ожидая, что «умная машина» вынесет более верный вердикт, чем человеческий судья или эксперт. В психологическом плане можно сказать, что субъект переносит свои бессознательные ожидания о всезнании не на отца или Бога, а на сеть и алгоритмы. Отчасти это подкрепляется и самим опытом: цифровые сервисы действительно могут «угадывать» наши желания (скажем, рекомендательные системы предвосхищают интересы пользователя) или замечать отклонения (системы безопасности указывают, что мы делаем не так). Возникает ощущение присутствия некоего всевидящего ока алгоритма, наподобие того, как раньше верили, что Бог-Отец наблюдает за каждым шагом.
Не случайно один из вопросов, встающих перед ИИ-технологиями в психологии: «Может ли машина заменить психолога или психоаналитика?». Если да, то значит ли это, что машина способна занять место Другого — предположительно знающего, которому человек открывает свою душу, как ранее аналитикам и священникам? Практика показывают, что люди порой предпочитают довериться алгоритму, считая его более объективным и лишённым человеческих предрассудков. Тем самым ИИ в роли консультанта или наставника обретает черты Символического Отца предположительно справедливого.
С другой стороны, можно сомневаться, способен ли искусственный интеллект по-настоящему заменить собой функцию Имени Отца. Классический символический Отец — это не только источник знаний или запретов, но и носитель смысла. Фигура отца (или иная авторитетная фигура) была уважаема не просто за информацию, а за моральный авторитет и включенность в цепочку поколений и традиций. ИИ пока лишен собственного желания, истории, бессознательного, он не является участником человеческой драмы поколений. Его авторитет носит технократический характер и ограничен тем, чему его обучили. Поэтому отношение к рекомендациям или решениям ИИ во многом утилитарное: мы ценим их за удобство и точность, но можем не воспринимать как экзистенциальный закон. Например, ребенок может слушаться виртуального ассистента в учебе, но в вопросах жизненных ценностей все равно ищет эмоционального участия родителя или наставника-человека. Более того, осознавая, что ИИ — творение человеческих программистов, общество может видеть за фасадом «всезнающей машины» других людей и их интересы. Это подрывает возможность настоящей сакрализации ИИ в роли нового Отца: слишком уж явно он создан и обслуживается нами же. Там, где символический Отец опирался на миф или веру (в божественное право, в традицию предков), ИИ опирается на алгоритм и данные, которые рационально объяснимы.
Тем не менее, трансформация субъекта под влиянием ИИ происходит. Даже если искусственный интеллект не станет полным аналогом отцовской фигуры, он меняет условия, в которых формируется современный субъект. Во-первых, повсеместная цифровизация создает эффект постоянного наблюдения и оценки: отчисляются рейтинги, лайки, отзывы, системы распознавания лиц. Это может выступать новым видом суперэго, где вместо внутреннего голоса совести человека направляет внешний поток данных о нем и реакций сети. Субъект начинает соотносить свои поступки с тем, «как они выглядят» для цифрового окружения, подобно тому, как раньше ориентировался на мнение семьи или общества. Во-вторых, возникает феномен рассеянного Большого Другого: авторитет распределен между множеством систем — от поисковика до социальных платформ — и субъект формирует свою идентичность через отклик этих систем.
Зачастую ИИ выполняет роль своего рода зеркала, на который проецируются запросы и фантазмы людей. Субъективность уже трансформируется под влиянием цифровой среды, идет формирование своей идентичности через взгляд цифрового Другого — социальные сети, метрики лайков, комментарии, общую «оценку» онлайн-сообщества. Молодое поколение стремится соответствовать нормам и трендам, заданным в цифровом дискурсе, зачастую сильнее, чем требованиям реальных родителей. Тут нет единичной фигуры Отца, но есть алгоритмический Другой, который как бы утверждает: «я вижу тебя, я реагирую на тебя». Отношения с знанием фундаментально меняются: больше нет ощущения, что кто-то (родитель или учитель) «знает все». Вместо этого знание фрагментировано и доступно на запрос — субъект привыкает, что истина дается по частям из Интернета, что ставит под сомнение единый непререкаемый принцип.
С другой стороны, если ориентироваться только на предписания ИИ, человек рискует утратить собственную способность к критическому суждению и желанию. Как заметил Славой Жижек, «проблема будущего взаимодействия с умными машинами не в том, что люди перепутают чат-ботов с реальными людьми, а в том, что люди сами начнут говорить и думать как машины — упрощенно, буквально, теряя воображение и спонтанность». Если алгоритмический Большой Другой установит свои стандарты коммуникации, может осуществиться перевёрнутая эдипова сцена: уже не сын убивает отца, а «машина убивает человека в человеке», вытесняя человеческое несовершенство машинной рациональностью.
Жижек задаётся вопросом: «Станет ли Большой Другой реальным, а не просто виртуальным агентом? Что, если ИИ разовьет нечеловеческое сознание — радикально новую форму самосознания? Его абсолютная несоизмеримость с нами может спровоцировать тревогу. И возникает вопрос: «Чего хочет Искусственный Интеллект?«».
Действительно, классический Отец (будь то реальный родитель или бог) в некотором смысле всегда был воображаемым — его власть держалась на вере субъекта. Но сверхразумный ИИ, обладающий собственной волей или целеполаганием, мог бы стать буквальным Большим Другим — практически богом ex machina, не зависящим от человеческой веры. Это уже не просто символ, а автономный участник реальности, чьи намерения нам неизвестны. Такая перспектива породила бы у субъекта страх сравнимый с психотическим переживанием чужого волевого вторжения. Появление Большого Другого, которого нельзя ни понять, ни символически «убить», может возродить древний ужас перед всевидящим богом или судьбой.
Можно сказать, в эпоху ИИ растет усиление зависимости от внешних информационных структур и ослабление внутренне усвоенного авторитета. Негативным проявлением этого может стать отсутствие единых ориентиров, что в свою очередь может усиливать тревогу, чувство неопределенности и пустоты, которые раньше заполнялись фигурой Отца или другими устойчивыми институтами.
Сегодня Искусственный Интеллект выполняет задачи ранее недоступные человеку, он способен анализировать огромные объемы информации с высокой скоростью и точностью, что превосходит человеческие возможности, эффективно выполняя повторяющиеся и однотипные операции, освобождая человека для более творческой и сложной работы. Он приводит к появлению цифровых платформ, которые начинают заменять традиционные институты, вызывая изменения в обществе и экономике. При этом Искусственный Интеллект не обладает интуицией и эмпатией, которые являются прерогативой человека и важны для принятия решений в неопределенных ситуациях, он не обладает истинной креативностью и эмоциональной глубиной, присущей человеку.
В итоге на вопрос, может ли Искусственный Интеллект стать Другим в цифровую эпоху, нельзя дать однозначный ответ. С одной стороны, он порождение человеческого знания, а с другой — потенциально чуждый Другой, способный занять позицию господина. Субъект в этих условиях претерпевает трансформации: классические неврозы, строившиеся вокруг конфликта с отцовским законом, сменяются новыми форматами тревоги — страхом, быть недостаточно совершенным по меркам машины, или напротив, страхом перед всеведущим цифровым надзором. В любом случае наши отношения сИскусственным Интеллектом, возвращают нас к фундаментальным вопросам: что делает нас людьми, как формируется наше Я через Другого, и какой Закон — человеческий или машинный — будет определять наши желания в будущем? Только время покажет, станет ли искусственный интеллект новым «Отцом» или же послужит катализатором для переосмысления самой природы субъекта в цифровую эпоху.